ПРИГОРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ЭЛЕКТРОПОЕЗДАМИ: ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ СБОРА ПЛАТЫ ЗА ПРОЕЗД
Аннотация
Производственная система, выполняющая пассажирские перевозки пригородными электропоезда-
ми в лице Пригородных Пассажирских Компаний, ориентирована на достижение социального эффекта
представления услуг населению. Проектирование организации линейного контроля пассажиров на при-
городных маршрутах компании рассмотрено с позиции принципов логистической концепции и систем-
ного подхода. В рамках статьи рассматривается вопрос определения требуемого количества контролё-
ров. Исходя из условий работы бригад контролёров определены ограничения, требующие учёта при
создании контрольной службы в компаниях. Учтены следующие особенности организации работы ли-
нейного контроля: в разное время года действуют разные расписания движения электропоездов, кото-
рые разрабатываются с учетом потребностей поездок пассажиров в транспортном узле и на прилегаю-
щей к нему территории; скорости перемещения поездов фиксированы и не регулируются со стороны
контрольной службы; величины пассажиропотоков на каждой линии, по каждому электропоезду инди-
видуальны; встречные потоки пассажиров на линиях перевозок имеют разные характеристики их опи-
сания в пределах одинаковых временных интервалов; решения о перемещении контролёров по электро-
поездам на маршрутах принимаются в центре управления контрольной деятельностью на основе опера-
тивных прогнозов. Приведенный в статье пример позволил провести расчет показателей с учетом огра-
ничений по критериям: возможность обеспечения заданного уровня сбора платы за поезд; суммарных
потерь компании, возникающих от недобора платы за проезд и расходов на оплату работы контролёров;
производительность линейных контролёров, т. е. из отдачи средств, направляемых на обеспечение их
работы на линии. Приведенные графические зависимости влияния предельных доходов на изменение
расходов при увеличении числа контролёров позволили сформулировать порядок оптимизации работы
линейного контроля на конкретном примере. Рассмотрение вариантов формулирования цели деятельно-
сти линейного контроля приводит к заключению, что пригородные компании являются самой заинтере-
сованной стороной организации пригородных пассажирских перевозок и поэтому должны решать зада-
чу организации работы службы линейного контроля, выбирая критерий между получением максималь-
ной прибыли или минимизацией потерь.