Социально-психологическая адаптация и особенности интеллектуального развития детей с различными формами дизонтогенеза

Авторы

  • Анна Михайловна Алексеева Автор
  • Маргарита Николаевна Ильина Автор
  • Ольга Юрьевна Щелкова Автор

Аннотация

Приводятся результаты исследования уровня и структуры интеллекта, а также связи этих характеристик с уровнем социально-психологической адаптации 100 детей с различными формами дизонтогенеза. С помощью клинико-психологического, анамнестического и психометрического (WISC) методов сравнивались дети от 8 до 14 лет c преимущественным нарушением познавательных функций (1 группа, 53% детей; средний IQ=70,75) и с преимущественными личностно-поведенческими расстройствами, обусловленными органическим поражением головного мозга (2 группа, 43% детей; средний IQ=91,60, р<0,001). Выявлено, что у детей 1 группы уровень социальной адаптации положительно взаимосвязан с показателями вербальных субтесов WISC «Арифметический» и «Сходство», а также с Вербальным IQ. В группе детей с личностно-поведенческими аномалиями (группа 2) уровень социально-психологической адаптации взаимосвязан только с одним показателем WISC «Складывание фигур». Таким образом, успешность социальной адаптации у детей с нарушением познавательной деятельности связана, преимущественно, с уровнем вербального понимания и коммуникативных навыков, а у детей с личностно-поведенческими аномалиями – с конструктивными способностями, развитием интуитивного мышления, пространственного анализа и синтеза. Полученные данные могут способствовать целенаправленному проведению и, в целом, более полной адаптации детей с психическими нарушениями.

Биографии авторов

  • Анна Михайловна Алексеева
    Медицинский психолог
  • Маргарита Николаевна Ильина

    Кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии

  • Ольга Юрьевна Щелкова

    Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской психологии и психофизиологии

Выпуск

Раздел

От редакции