Методики исследования эго-идентичности

Авторы

  • Елена Леонидовна Солдатова Автор
  • Елизавета Вячеславовна Бенко Автор

Аннотация

В данной статье представлен обзор психологических методов измерения эго-
идентичности, которые используются в современных зарубежных исследованиях. В работе предоставлены полные названия методик, их официальные сокращения, год создания, авторы, разработавшие их, краткие характеристики методик, теоретическая база, форма предъявления, а также примеры стимульного материала. Теоретической базой большинства методик является теория статусов идентичности Дж. Марсиа, согласно которой идентичность определяется с помощью двух основных терминов – исследование и принятие (exploration and commitment). В последнее время разрабатываются методики на основе модели стилей идентичности М. Берзонского, в которой предложены 3 стиля идентичности, отражающие способы решения проблем и задач, возникающих при формировании эго-идентичности (информационный, нормативный, диффузно-избегающий). В статье также представлены методики исследования эго-идентичности на основе концепции Э. Эриксона, которые распространены гораздо меньше, и методика исследования дистресса идентичности на основе критериев расстройства идентичности из DSM-III. Стимульный материал методик чаще всего представлен в форме списка утверждений, который предлагается оценить по шкале Лайкерта, другие возможные формы методик исследования идентичности, такие как полуструктурированное интервью, методики в форме вопросов с принудительным выбором из 2 предложенных высказываний и в форме Q-сортировки, встречаются реже. В конце статьи дана краткая характеристика нарративной техники «Мемуары идентичности» (Identity memories), которая показывает особый тип каузальной связи между прошлым опытом и опытом, переживаемым в данный момент, которая либо способствует, либо препятствует интеграции идентичности.

Биографии авторов

  • Елена Леонидовна Солдатова

    доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии

  • Елизавета Вячеславовна Бенко
    аспирант факультета психологии

Выпуск

Раздел

От редакции