Клинико-экспертные основания оценки способности осуществления родительских прав у женщины с биполярным аффективным расстройством (описание клинического случая судебной психолого-психиатрической экспертизы)
Аннотация
Описана экспертная оценка случая клинико-психологического исследования молодой женщины, имеющей опыт многократной госпитализации в психиатрический стационар с диагнозом параноидной шизофрении, выполненная в связи с необходимостью решения вопроса возможности осуществления ею родительских прав в ситуации определения места жительства ребенка после развода родителей. Описанные в публикации материалы подробной клинико-психологической оценки не подтверждают ранее вынесенного диагноза параноидной шизофрении. Вместе с тем, у подэкспертной установлено биполярное аффективное расстройство с ремиссией в период
обследования, не влияющее на ее актуальный психический статус и способность к адекватному выполнению родительских обязанностей. Результаты экспертной оценки не позволяют решать вопрос о лишении ее права совместного проживания с ребенком. Представлены клинические и экспертные критерии, лежащие в основе изменения ранее вынесенной квалификации психиатрического статуса пациентки и обосновывающие ее родительскую дееспособность. К числу таких критериев относятся: анамнестические данные о наличии эпизодов аффективного расстройства биполярного характера; неадекватная квалификация аффективных нарушений, протекающих с симптоматикой, сходной с расстройствами психотического уровня; вынесение клинического диагноза без опоры на критерии Международной классификации болезней 10-го пересмотра; ошибки в тактике вынесения предварительного диагноза, проявляющиеся необоснованным вынесением фактически заключительного диагноза шизофрении вместо превизорного диагноза острого полиморфного шизофреноподобного расстройства, требующего последующего динамического наблюдения; отсутствие адекватной оценки описанных в медицинской документации признаков спонтанной ремиссии, не характерной для расстройств шизофренического спектра, произошедшей на фоне отсутствия адекватной для таких расстройств психофармакотерапии; необоснованность подтверждения при последующем наблюдении по месту жительства пациентки ранее вынесенного ей в университетской клинике диагноза при наличии у нее не согласующихся с ним симптомов. Представленные описания клинического статуса на момент экспертного исследования, материалы психологического исследования, критический анализ клинико-анамнестических данных являются убедительными аргументами в пользу вынесенного нового клинического диагноза, а их изложение в экспертном заключении лежит в основе судебного решения в пользу сохранения права пациентки на совместное проживание с ребенком. В экспертном заключении представлены также рекомендации прогностического характера.