Особенности интегральной индивидуальности учителей с разными стилями деятельности
Аннотация
Описаны результаты экспериментального исследования особенностей стиля
деятельности и индивидуальности учителей. Показана роль индивидуального стиля как условия обеспечения эффективности педагогической деятельности в современной школе. В статье описаны результаты проведенных в отечественной психологии за последние 20 лет исследований различных сторон стиля деятельности. Подтверждены данные о четырехкомпонентной структуре стиля деятельности учителей, включающей в себя коммуникативные, организационные и самоорганизационные действия, а также действия, активизирующие интеллект учащихся. Проводилось сравнительное исследование на выборке из 100 учителей, преподающих гуманитарные, математические и естественно-научные дисциплины. По результатам кластерного анализа результатов исследования методом К-средних выделены два типичных стиля профессиональной деятельности: ориентированный на самоорганизацию деятельности самого учителя и ориентированный на активизацию интеллекта учащихся. В исследованной выборке преобладают представители первого типа стиля (около 58 % ее численности). С помощью прошедшей стандартизацию авторской методики «Опросник стиля деятельности учителей» выявлены различия в развитии 4 компонентов стиля у педагогов с разными его вариантами. Установлено, что высокий уровень самоорганизации учителей проявляется в трансляции организационных действий в отношении учащихся, а активизация интеллекта учащихся требует высокого уровня развития коммуникативных действий педагогов. Статистически достоверные различия проявляются в основном в результатах обследования личностных черт (нормативность поведения, дипломатичность, тревожность, самоконтроль), при том, что различий в характеристиках психодинамических свойств, свойств нервной системы и склонностей не обнаружено. Структура стиля деятельности оказалась более гармоничной и устойчивой у учителей с ориентацией на самоорганизацию деятельности.