Регулирование координат электромеханической системы прокатного стана на основе наблюдателя упругого момента

Авторы

  • Андрей Александрович Радионов Автор
  • Вадим Рашитович Гасияров Автор
  • Екатерина Андреевна Гартлиб Автор
  • Борис Михайлович Логинов Автор
  • Константин Эдуардович Одинцов Автор

Аннотация

Рассматривается электромеханическая система реверсивной клети толстолистового прокатного стана 5000 ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ПАО «ММК»). В результате экспериментальных исследований переходных процессов в режиме захвата металла валками установлены недопустимые динамические нагрузки, имеющие колебательный характер, и потеря управляемости электропривода. Это подтверждает актуальность разработки способов управления, обеспечивающих ограничение моментов двигателя и шпинделя. Отмечено, что известные системы управления скоростными режимами электропривода, обеспечивающие снижение упругого момента за счет предварительного замыкания угловых зазоров, по своей сути являются разомкнутыми системами задания скорости. Это не позволяет обеспечить контролируемое регулирование координат в динамических режимах. В качестве перспективного направления предложена разработка замкнутой системы автоматического регулирования координат двухмассовой электромеханической системы с наблюдателем момента упругого вала и скорости второй массы. Разработан наблюдатель неизмеряемых параметров двухмассовой системы прокатного стана, обеспечивающий косвенное определение (восстановление) скорости валка и момента шпинделя в online-режиме. В его основу положена система уравнений в пространстве состояний. Путем сопоставления восстановленных и экспериментально полученных переходных процессов подтверждена удовлетворительная точность результатов. На основе предложенного наблюдателя разработана система автоматического регулирования (САР) скорости валка с подчиненными контурами упругого момента вала, скорости и момента двигателя. Обоснована настройка регуляторов замкнутых контуров. Рассмотрены переходные процессы моментов и скоростей при ударном приложении нагрузки при увеличенном быстродействии контура регулирования скорости второй массы. В результате анализа ЛАЧХ и ЛФЧХ подтверждена устойчивость разработанной системы в частотном диапазоне. На основе анализа экспериментальных данных констатирован вывод о влиянии углового зазора на точность восстановления упругого момента в режиме захвата металла валками. Отмечены перспективы внедрения разработок на стане 5000 и других прокатных станах, работающих с ударным приложением нагрузки.

Биографии авторов

  • Андрей Александрович Радионов
    д-р техн. наук, профессор, проректор по учебной работе, профессор кафедры «Мехатроника и автоматизация»
  • Вадим Рашитович Гасияров
    канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой «Мехатроника и автоматизация»
  • Екатерина Андреевна Гартлиб
    старший преподаватель кафедры «Мехатроника и автоматизация»
  • Борис Михайлович Логинов
    канд. техн. наук, ведущий инженер по наладке и испытаниям электрооборудования центральной электротехнической лаборатории
  • Константин Эдуардович Одинцов
    канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий»

Опубликован

2021-09-09

Выпуск

Раздел

Электротехнические комплексы и системы