РЕФЛЕКСИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БАКАЛАВРОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Авторы

  • Владимир Александрович Беликов Автор
  • Олег Владимирович Андронов Автор
  • Марина Васильевна Малютина Автор
  • Петр Юрьевич Романов Автор
  • Гульсасак Мубараковна Сибаева Автор

Аннотация

Представлены результаты теоретического и экспериментального исследования про-
цесса формирования профессиональной устойчивости студентов бакалавриата вузов на при-
мере обучения бакалавров двух профилей педагогического образования – технология и
физическая культура. Рассмотрены обобщенные признаки и структурные компоненты про-
фессиональной устойчивости, аспекты ее проявления в профессиональной деятельности.
Исследование проблемы проводилось в рамках авторской рефлексивно-деятельностной
концепции, основанной на требованиях системного, деятельностного и оптимизационно-
го подходов. Основными методами исследования явились методы анализа, эксперимента,
анкетирования и экспертной оценки. Согласно концепции, профессиональная устойчи-
вость рассматривается как качество личности, включающее во взаимосвязи компоненты:
профессиональную направленность, профессиональную рефлексию (самосознание) и го-
товность к творческому решению профессиональных задач. В статье приведены уточнен-
ные признаки понятия «профессиональная устойчивость», представлен основной резуль-
тат исследования авторов – рефлексивно-функциональная модель формирования профес-
сиональной устойчивости бакалавров каждого профиля подготовки, раскрыты положения
методики формирования профессиональной устойчивости с учетом особенностей дея-
тельности студентов вуза и требований ФГОС ВО.
Доказано, что формирование профессиональной устойчивости бакалавра любого про-
филя подготовки в вузе имеет общую структуру и определяется требованиями, предъяв-
ляемыми к профессиональным компетенциям и общим профессионально значимым каче-
ствам личности. Полученные результаты подтверждают вывод о том, что структура, при-
знаки, методический аппарат процесса формирования профессиональной устойчивости
бакалавров имеют общие признаки независимо от направления и профиля подготовки
студентов. Экспериментально подтверждено, что организация процесса подготовки бака-
лавров в рамках рефлексивно-деятельностной модели обеспечивает выполнение требова-
ний ФГОС ВО и способствует формированию и развитию профессиональных компетенций.
Полученные результаты уточняют и углубляют понимание роли и особенностей фор-
мирования у бакалавров вузов профессиональной устойчивости. Разработанная рефлек-
сивно-функциональная модель формирования профессиональной устойчивости представ-
ляет собой значительный вклад в решение проблем высшего образования студентов в ас-
пекте их подготовки к конкурентной профессиональной деятельности.

Биографии авторов

  • Владимир Александрович Беликов

    Профессор, доктор педагогических наук, профессор
    кафедры социально-педагогического образования

  • Олег Владимирович Андронов

    Старший преподаватель, доктор философии, кафедра
    физического воспитания

  • Марина Васильевна Малютина

    Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физиче-
    ского воспитания

  • Петр Юрьевич Романов

    Доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной мате-
    матики и информатики

  • Гульсасак Мубараковна Сибаева

    Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педаго-
    гики и психологии

Опубликован

2019-06-03

Выпуск

Раздел

Теория и методика профессионального образования