ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Авторы

  • Сергей Геннадьевич Сериков Автор

Аннотация

В качестве объекта исследования данной статьи выбран инклюзивный образовательный процесс в организации высшего образования. Предметом исследования в данном случае выступают педагогические средства развития образованности без ущерба для здоровья обучающихся с ОВЗ в инклюзивном высшем образовании. При этом ставится цель, состоящая в том, чтобы на теоретическом и практическом уровнях обосновать пути решения проблемы освоения обучающимися с ОВЗ социально востребованного уровня образованности без ущерба для их здоровья в условиях высшего инклюзивного образования. В статье обоснована целесообразность обеспечения паритета образованности и здоровья студентов с ОВЗ, проанализированы некоторые теоретические предпосылки обеспечения паритета образованности и здоровья обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе вуза, проинтерпретировано понятие «здоровье студента с ОВЗ». Спроектирована система педагогических средств здоровьесбережения студентов с ОВЗ в инклюзивном высшем образовании. В качестве ее основных элементов выступают процессуальные (упорядочение учебных нагрузок, рациональная организация учебного труда, индивидуализация графиков усвоения материала и выполнения учебных заданий, сочетание умственной и физкультурной деятельности) и сопровождающие (материально-технические средства, санитарно-гигиенические условия, благоприятный психологический климат, информационное обеспечение) резервы здоровьесбережения. Охарактеризованы подходы к реализации вышеназванной системы в практике инклюзивного высшего образования. В частности, предложено распределять обязанности по осуществлению здоровьесбережения между участниками инклюзивного образовательного процесса внутри вуза. С этой  целью имеет смысл использовать в практике инклюзивного высшего образования такую форму, как консилиумы. В процессе их проведения на основе состояния здоровья, достигнутых успехов в образовании и образовательных потребностей различных обучающихся с ОВЗ рекомендовано определять те функции, которые следует взять на себя педагогам, и те, которые целесообразно доверить каждому студенту.

Биография автора

  • Сергей Геннадьевич Сериков
    доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе

Опубликован

2018-12-01

Выпуск

Раздел

Теория и методика профессионального образования