ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ИНОСТРАННЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Авторы

  • Елена Александровна Гнатышина Автор
  • Наталья Викторовна Уварина Автор
  • Алексей Викторович Савченков Автор

Аннотация

В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом, междисциплинарном и др. В данной статье представлен анализ проблемы адаптации как социально-психологического явления и особенностей ее протекания в условиях социокультурного ускорения (динамики). Социально-психологической адаптации студенческой молодежи как социально-профессиональной группы, которая, в силу своих особенностей, в большей степени подвержена влиянию социокультурной динамики. Социально-психологическая адаптация личности как научная категория не обделена вниманием ученых. Однако, несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования, данная проблема остается до сих пор актуальной и требует дальнейшего исследования, так как в отличие от биологической, социально-психологическая адаптация в значительной степени сопряжена с процессами идентификации индивида, его осмыслением и интериоризацией быстротечных общественных и иных перемен, с которыми он сталкивается. В нашем исследовании под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями внутривузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. В статье предложен анализ эмпирических данных по результатам исследования адаптационных процессов студентов конкретного вуза, дан сравнительный анализ адаптивности иностранных и отечественных студентов первого курса вуза. В результате исследования выделены факторы, оказывающие влияние не адаптационные процессы студентов первого кура вуза. Ими являются: 1) факторы субъективного характера (возраст, уровень базового образования и подготовленности к поступлению в вуз, мотивы выбора профессии и специальности, отношение к выбранной профессии, опыт вхождения в новый коллектив, уровень развитости интеллекта, направленность личности (установки, интересы, потребности, мотивация, моральные качества, ценностные ориентации), когнитивные способности, творческий потенциал); 2) объективные факторы (размер группы, нормативная система группы, требования вуза, наличие института кураторства (тьюторства), профессионализм педагогов, этические нормы, наличие условий для творческого развития, режим (сочетание учебной работы, отдыха, спорта и занятий физической культурой), социальное положение и материальное благополучие семьи, образование родителей).

Биографии авторов

  • Елена Александровна Гнатышина

    доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, директор Профессионально-педагогического института

  • Наталья Викторовна Уварина

    доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик

  • Алексей Викторович Савченков

    кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик

Опубликован

2018-06-14

Выпуск

Раздел

Теория и методика профессионального образования