СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы

  • Сергей Геннадьевич Сериков Автор
  • Наталья Владимировна Богдан Автор

Аннотация

Вопросы управления стратегическим развитием в настоящее время являются первостепенными для любой образовательной организации. Ориентация на успешное функционирование любого образовательного учреждения в долгосрочной перспективе обусловливает необходимость определения его стратегического потенциала, степени и направлений его использования и способности адаптироваться к изменяющемуся поведению элементов внешней среды. Эти вопросы особенно актуальны для образовательных организаций высшего образования, удовлетворяющих не только образовательные потребности общества, но и стремящихся к устойчивой конкурентной позиции на рынке образовательных услуг. Именно система высшего образования может и должна выступить одной из главных предпосылок развития страны, обеспечить позитивные изменения качественных характеристик человеческого капитала. В статье показано, что в качестве механизма управления стратегическим развитием в вузе целесообразно использовать комплексные стратегические карты, которые дают визуально-пространственное представление причинно-следственных связей между элементами стратегии. Стратегическая карта представляет собой универсальный и последовательный способ описания стратегии таким образом, чтобы можно было не только устанавливать цели, но и управлять ими. Целью проведенного исследования являлось отражение детализации системы стратегических показателей в карте и иллюстрация динамики стратегического развития. В конечном итоге приведенные модели стратегических карт показывают, как нематериальные активы (человеческий, информационный и организационный капиталы) вуза способствуют созданию стоимости не только для собственников (учредителей), но и для общества в целом и потребителей образовательных услуг в частности. Данные карты могут быть использованы в моделировании стратегических изменений в любой образовательной организации высшего образования.

Биографии авторов

  • Сергей Геннадьевич Сериков

    доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, профессор кафедры теории и методики педагогического менеджмента

  • Наталья Владимировна Богдан

    кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета экономики, юриспруденции и гуманитарных наук, заведующая кафедрой теории и методики педагогического менеджмента

Выпуск

Раздел

Теория и практика управления образованием