КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы

  • Степан Геннадьевич Чухин Автор
  • Елена Викторовна Чухина Автор

Аннотация

Формирование российской гражданской идентичности школьников – это комплексный многоаспектный процесс, в котором помимо системы образования участвуют семья, общество, государство. Этот процесс осуществляется в условиях неизбежных противоречий между ценностными установками, транслируемыми различными субъектами социализации. Поэтому система образования нуждается в оценке результативности формирования российской гражданской идентичности обучающихся. При этом предметом мониторинга должны выступать параметры, системно отражающие формирование всех компонентов структуры российской гражданской идентичности школьников: когнитивно-смысловой, эмоционально-ценностный, деятельностный. Цель исследования – обоснование и анализ результатов мониторинга качества процесса формирования российской гражданской идентичности школьников. Результаты мониторинга позволяют сформулировать наиболее значимые выводы: при высоком уровне сотрудничества родителей со школой уровень сформированности ценностных ориентаций у обучающихся выше, особенно это проявляется в части семейных ценностей. В тех школах, где раз в год или чаще проводился мониторинг психологической безопасности образовательной среды, лучше качество школьного климата. Наличие первичного отделения Российского движения детей и молодежи (РДДМ) «Движение первых» положительно связано с ценностными ориентациями и безопасностью личностного развития обучающихся, качеством школьного климата. Важным компонентом успешных социальных практик формирования российской гражданской идентичности является наличие каналов коммуникации между родителями, учителями и школьниками. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы заместителями директора школы по воспитательной работе, классными руководителями, учителями-предметниками, советниками директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, педагогами дополнительного образования, вожатыми.

Биографии авторов

  • Степан Геннадьевич Чухин
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук
  • Елена Викторовна Чухина
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Опубликован

2024-03-10

Выпуск

Раздел

Непрерывное образование в течение жизни. Образование разных уровней