ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Авторы

  • Евгений Николаевич Петров Автор
  • Владимир Александрович Беликов Автор
  • Петр Юрьевич Романов Автор
  • Наталья Сергеевна Васева Автор

Аннотация

В статье рассматривается проблема цифровой трансформации образовательной среды организаций среднего общего, среднего профессионального и высшего образования. Актуальность цифровизации сферы образования определяется на государственном уровне, на уровне управления каждой сферой образования. Успех решения проблемы в значительной степени зависит от отношения субъектов образовательной среды к цифровизации образования и понимания сути процессов цифровой трансформации. Подход авторов заключается в признании инновационности деятельности педагогов и обучающихся в соответствии с потенциалом цифровой трансформации, в первую очередь, в обеспечении интеллектуального развития обучающихся. Целью статьи является уточнение характера отношения и понимания педагогами и обучающимися цифровой трансформации образовательной среды, для достижения которой проведено масштабное анкетирование субъектов образовательной среды. Результаты анкетирования показывают преобладание настороженного, но в целом позитивного отношения педагогов и обучающихся к цифровизации образования. Отмечен высокий уровень неопределенности в понимании цели цифровой трансформации и ее сути. Установлено, что цифровая трансформация образовательной среды рассматривается как инновационный процесс совершенствования содержания, методов и технологий всех уровней образования. При этом большинство педагогических работников считают, что цифровая трансформация образования осуществляется внешними субъектами. Отношение педагогических работников, обучающихся и других субъектов образования к цифровизации образования носит явно противоречивый характер: с одной стороны, цифровизация рассматривается как универсальное средство решения задач образования, с другой – как навязываемые извне мероприятия, приводящие к излишней загруженности педагогов в профессиональной деятельности. Продуктивному решению данного противоречия способствует создание комплекса организационно-педагогических условий цифровой трансформации образовательной среды.

Биографии авторов

  • Евгений Николаевич Петров
    старший преподаватель
  • Владимир Александрович Беликов
    доктор педагогических наук, старший научный сотрудник
  • Петр Юрьевич Романов
    доктор педагогических наук, профессор
  • Наталья Сергеевна Васева
    магистрант

Опубликован

2023-12-27

Выпуск

Раздел

Современные тенденции развития образования.