КОЭВОЛЮЦИЯ ИННОВАЦИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Авторы

  • И.О. Котлярова Автор

Аннотация

Образовательное пространство как совокупность образовательных систем развивается как вследствие самоорганизации, так и под воздействием внешних факторов управления. Феномены образовательной системы, образовательного пространства и их развития достаточно изучены в науке. Движущей силой развития образовательных систем являются образовательные новации. Системно-синергетические взаимосвязи между инновационными системами и условиями образовательного пространства позволяют предположить, что развитие их происходит согласованно. В педагогике вопросы связей между развитием инноваций и образовательных пространств, в которых они происходят, исследованы недостаточно. Ученые изучают конкретные инновации в определенных образовательных пространствах. Согласованное развитие инноваций и образовательного пространства является малоизученной областью педагогики. Цель статьи – исследование общих вопросов коэволюции инновации и образовательного пространства. Методологические основания исследования включают: диалектические всеобщие законы развития, конкретизация которых позволяет раскрыть процессуальные развития инновации и образовательного пространства; стадии развития систем, адаптированные к этапам инновации; явления бифуркации, самоорганизации, антропосинергизма, объясняющие закономерности развития; концепции устойчивого развития применительно к образованию. Автором установлено соответствие между этапами инновации (созидание, освоение, апробация, внедрение) и состояниями образовательного пространства (актуализировавшимся, переходным, установившимся); охарактеризованы процессуальные реализации коэволюции на каждом этапе; охарактеризована взаимная адаптация инновационной системы и координат образовательного пространства (нормативно-регламентирующей, перспективно-ориентирующей, деятельностно-стимулирующей, коммуникативно-информационной).

Биография автора

  • И.О. Котлярова
    доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности

Опубликован

2023-03-18

Выпуск

Раздел

Методологические основания педагогики