СМЕШАННАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЕКТ «МАМА, ПАПА, Я – ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СЕМЬЯ»
Аннотация
В настоящее время вопросам социализации детей с ОВЗ уделяется внимание, они на равных правах включаются в различные социальные группы, в сообщества, в образовательные классы и т. д. Однако это не решает всех проблем. В частности, остаются нерешенными вопросы создания благоприятного психологического климата в семье, которая представляет собой наиболее близкую для ребенка малую социальную группу, где происходит его социализация. При инклюзивном образовании в школе недостаточно уделяется внимания физическим и психическим составляю- щим здоровья ребенка. Также существует такая проблема недостаточного внимания к самим родителям или опекунам детей с ОВЗ: если в семье воспитывается ребенок с ОВЗ, его родители и (или) опекуны часто нацелены лишь на его всестороннее развитие. Зачастую родители не находят времен- ных, материальных и эмоциональных ресурсов заниматься собственным развитием. Для нейротипичных сиблингов детей с ОВЗ ситуация является сложной в эмоциональном плане. Они могут испытывать ревность, стыд, чувство долга или вины из-за ситуации в семье. В этой связи нами поставлена цель комплексного социального, физического и психического развития детей с ОВЗ и членов их семьи в инновационных формах инклюзивного образования, сочетающего возможности семейного воспитания с дополнительным образованием детей и взрослых. Программа также предполагает эмоциональную поддержку всех членов семьи, в которой есть ребенок с ОВЗ. Для достижения цели в статье предложен проект «Мама, папа, я – экстремальная семья». Реализованный проект позволил повысить уровень сплоченности и улучшить эмоциональное состояние членов семей, воспитывающих детей с ОВЗ; развить физические и социальные навыки детей и взрослых. Предложенная инновационная форма работы акцентирует внимание на социализации и укреплении здоровья детей с ОВЗ и членов их семей в условиях благоприятной психологической обстановки, повышает уверенность детей в себе в новых социальных ситуациях, компенсируя таким образом недостатки школьного инклюзивного образования, а для семьи – нивелирует ограничения, вызванные необходимостью воспитания «особого» ребенка.Опубликован
2022-09-04
Выпуск
Раздел
Инклюзивное образование