СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ

Авторы

  • Г. Д. Распаева Автор
  • А. М. Маркусь Автор
  • Е. Н. Ярославова Автор

Аннотация

В связи с интенсивным развитием контактов между странами количество ино-
странных студентов, желающих учиться в российских вузах, увеличивается. Необходимость иссле-
дования процесса социокультурной адаптации зарубежных студентов детерминирована требованием
повышения конкурентоспособности российских вузов в сфере международных образовательных ус-
луг. Изучение проблемы адаптации иностранных студентов актуализирует методы и способы их
вхождения в новую культуру в период обучения в российском вузе. Целью статьи является исследо-
вание коммуникативного аспекта как одной из составляющих социокультурной адаптации ино-
странных студентов в российском вузе. Авторы изучили структуру коммуникативного аспекта
социокультурной адаптации обучающихся, выявили трудности, проанализировали формы работы с
иностранными студентами, интегрируемые Центром социокультурной адаптации ЮУрГУ для раз-
вития коммуникативной составляющей. Для решения задач был использован диагностический инст-
рументарий – шкала социокультурной адаптации SCAS-R (Revised Sociocultura Adaptation Scale),
методы структурированного интервью с представителями разных этнических групп, анкетирования,
формализованной и неформализованной беседы. Выявлено, что наибольшие трудности связаны
с групповой вовлеченностью, уровнем владения языком и академической адаптацией. Проведен
анализ эффективности форм включения иностранных студентов в инокультурную образовательную
среду, применяемых Центром социокультурной адаптации ЮУрГУ, в целях оптимизации развития
коммуникативной составляющей социокультурной адаптации.

Биографии авторов

  • Г. Д. Распаева

    кандидат филологических наук, доцент кафедры ино-
    странных языков

  • А. М. Маркусь

    кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных
    языков

  • Е. Н. Ярославова

    кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностран-
    ных языков, директор Института лингвистики международных коммуникаций

Опубликован

2022-03-12

Выпуск

Раздел

Интернационализация образования. Образование в странах мира.