ВОПРОШАНИЕ КАК МЕТОД СОВРЕМЕННОГО НАСТАВНИЧЕСТВА

Авторы

  • Вера Леонидовна Данилова Автор
  • Елена Михайловна Елизарова Автор
  • Вадим Евгеньевич Карастелев Автор

Аннотация

В статье поставлена проблема передачи опыта в условиях, когда производственные
умения опытного сотрудника в силу появления новых технологий могут оказаться неаде-
кватными современной ситуации. Авторы предлагают эскиз концепции наставничества
нового типа. Его основными особенностями являются: дифференцированное отношение
наставника к собственному опыту, способность выделить в нем актуальные и устаревшие
компоненты, внимание к своеобразию ситуаций протеже и его запросам, умение помочь
протеже проанализировать свои затруднения и сформулировать запрос на наставничест-
во. Выделены умения, относящиеся к общей грамотности наставника: умение задать со-
держательные и осмысленные вопросы как относительно своего опыта, так и относитель-
но ситуации протеже, умение помочь протеже поставить свои собственные вопросы о
своей ситуации и сформулировать запрос на помощь наставника. В связи с этим сформу-
лирована гипотеза о месте, которое в подготовке наставников должно занимать обучение
их интерактивному вопрошанию, и описан эксперимент, подтверждающий эффектив-
ность этих техник.

Биографии авторов

  • Вера Леонидовна Данилова
    Кандидат психологических наук, методолог
  • Елена Михайловна Елизарова
    Тренер-методолог
  • Вадим Евгеньевич Карастелев

    Кандидат политических наук, старший научный сотрудник
    лаборатории индивидуализации инепрерывного образования

Опубликован

2020-12-13

Выпуск

Раздел

Непрерывное образование в течение жизни. Образование разных уровней