СТРАТЕГИИ ПЕРЕВОДА ПОЭТИЧЕСКОГО ЦИКЛА И.А. БРОДСКОГО «ЧАСТЬ РЕЧИ»: КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ

Авторы

  • Елена Вячеславовна Дзюба Автор
  • Иван Викторович Плотников Автор

Аннотация

В статье рассматривается проблема стратегий перевода поэтического текста и их взаимо-
связи с когнитивными установками переводчика и автора-переводчика. Целью исследования яв-
ляется выявление когнитивных установок и переводческих стратегий при работе над англоязыч-
ными текстами поэтического цикла И.А. Бродского «Часть речи». Материалом исследования яв-
ляется перевод рассматриваемого цикла, выполненный американским литератором
Д. Вейсбортом, и авторский перевод произведения. Методология работы базируется на теории
метафорического моделирования, дискурсивном анализе языка и других методах. Переводческие
стратегии и когнитивные установки переводчиков анализируются через трансформации метафо-
рических моделей, выявленных в переводных текстах поэтического цикла И.А. Бродского «Часть
речи». Анализ метафорических трансформаций показал, что Д. Вейсборт стремится адекватно
реконструировать когнитивную систему автора, максимально сохранить в тексте перевода обра-
зы, моделирующие авторскую когнитивную систему. И.А. Бродский имеет иную когнитивную
установку, поскольку перевод своего текста для него с когнитивной точки зрения вторичен. Из-
менение когнитивной установки при работе над автопереводом произведения связано с исполь-
зованием формальной стратегии поэтического перевода. Реконструирование авторской когни-
тивной системы в переводе американского литератора связано с использованием вербальной
стратегии поэтического перевода. С формальной точки зрения перевод Даниеля Вейсборта менее
точен по сравнению с текстом автора-переводчика.

Биографии авторов

  • Елена Вячеславовна Дзюба
    доктор филологических наук, доцент, кафедра межкультурной комму-
    никации, риторики и русского языка как иностранного, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург)
  • Иван Викторович Плотников
    учитель английского языка, МАОУ Лицей № 12; аспирант, Уральский
    государственный педагогический университет (Екатеринбург)

Опубликован

2019-02-21

Выпуск

Раздел

Статьи