ЭВФЕМИЗМЫ – НАЗВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА В СФЕРЕ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА

Авторы

  • Ольга Геннадьевна Твердохлеб Автор

Аннотация

Рассматривается проблема эвфемизации в сфере религиозного культа. Эвфемизмами у мно-
гих народов были названия животных, птиц, пресмыкающихся и насекомых. Исследование раз-
ных этимологических словарей также показало эвфемистические замены слов, называющих
представителей животного мира. Для защиты от вредных сил накладывалось табу на названия
таких домашних животных, как баран, бык, вол, корова, коза, овца. Чтобы защитить себя от не-
удачи на охоте, избежать нападения, табуировались названия диких животных: мышь, еж, олень,
волк, белка, заяц, лиса. Этимология имени у птиц (орел, сокол, ястреб, сорока, лебедь, ласточка)
показывает, что их имена могли также быть эвфемистическим заменами слов-табу. Осторож-
ность накладывала табу в названиях пресмыкающихся лягушка, жаба и особенно змея и таких
насекомых, как паук и пчела. Описаны вторичные эвфемизмы для названий животных, представ-
ленные у разных народов количественно неравномерно. Указано, что они имеют и разную внут-
реннюю форму, чаще связанную с внешним или функциональным признаком. Исследование по-
казало, что эвфемистические замены для названий животных и птиц, пресмыкающихся и насе-
комых фиксируют этнографические описания и этимологические словари.

Биография автора

  • Ольга Геннадьевна Твердохлеб
    кандидат филологических наук, доцент кафедры кафедра языкознания и методики преподавания русского языка, Оренбургский государственный педагогический универси-
    тет (Оренбург), ogtwrd@gmail.com

Выпуск

Раздел

Статьи