К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ ЦЕРКОВНОЙ ПЕРИОДИКИ УРАЛА
Аннотация
Аксиосфера медиапродукта – ключевой пункт при изучении эффективности со-
временных религиозных СМИ, определения их места в общей журналистской сис-
теме России. Нацеленные на формирование определенных ценностных установок
воцерковленной аудитории, а в настоящее время активно стремящиеся привлечь к
диалогу и светского читателя, зрителя, слушателя, православные СМИ Уральского
Федерального округа внедряют в концептуальную основу своих медиа четыре
смыслообразующих аксиологических компонента – это любовь, милосердие, семей-
ные ценности и патриотизм. Причем в разговоре о последнем, стремясь отстаивать
идеи имперского патриотизма и призывая вернуть патриархальные основы как в
государстве, так и в отдельно взятой семье, авторами конструируется образ врага.
Данный концепт в текстах резко контрастирует с обобщением «мы». При этом авто-
ры активно, не стремясь завуалировать, используют приемы манипулирования соз-
нанием, выражающиеся как в вербальной, так и невербальной плоскостях. Это и
активное использование знаковой системы, апеллирование к мнимому эксперту,
эмоциональное моделирование с помощью изобразительных элементов и т. д. В ходе
исследования были изучены более ста наименований печатных и электронных цер-
ковных СМИ Урала за период 2010–2013 гг. В это время происходит активное вос-
становление системы православных СМИ УрФО, а также появляется целый ряд
новой печатной религиозной продукции. Такое количество, а главное разнообразие
медиапродукта способно внести существенные морально-этические корректировки
в сознание жителей отдельно взятого региона России.