ПРЕСТИЖ КАК ИНДИКАТОР ЦЕННОСТЕЙ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

Авторы

  • Владимир Ильич Карасик Автор
  • Геннадий Геннадьевич Слышкин Автор

Аннотация

Рассматривается регулятивный концепт «Престиж», понимаемый как репутационная характеристика того или иного объекта, отражающая одну из оценок социального статуса этого объекта. В качестве материала исследования взяты данные толковых словарей, «Национального корпуса русского языка», ассоциативного словаря и текстов, размещенных в сети Интернет. Используются методы семантического и интерпретативного анализа. Показано, что престижными считаются вид деятельности (работы или учебы), место проживания, участие в определенных конкурсах, способ проведения досуга, виды собственности. Престиж неразрывно связан с типажной характеристикой узнаваемого представителя той или иной социальной группы. Показателями престижа являются статусные эмблематические знаки. Престиж противопоставляется его антиподу – антипрестижу, характеризуется динамикой во времени и соотносится с эмоциональной оценкой в виде гордости либо стыда.

Биографии авторов

  • Владимир Ильич Карасик
    доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Москва, Россия; профессор кафедры русского языка как иностранного, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, vkarasik@yandex.ru
  • Геннадий Геннадьевич Слышкин
    доктор филологических наук, профессор, директор Центра лингвистики и профессиональной коммуникации, Институт права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия, ggsl@yandex.ru

Опубликован

2024-11-19

Выпуск

Раздел

Статьи