АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВА «ИГРА В СУДЕ» И ЕГО ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ГИБРИДНОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРАВОВОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Ч. ДИККЕНСА «ХОЛОДНЫЙ ДОМ»)

Авторы

  • Ирина Юрьевна Рябова Автор

Аннотация

В статье рассматривается повествовательный мотив (на примере мотива «игра в суде») как сюжетообразующий и смыслопорождающий компонент текста гибридного формата. Процесс взаимодействия двух дискурсов, репрезентирующих правовую концептуальную область и область художественно-эстетического мастерства, сопровождается формированием единого пространства, в котором осуществляется трансфер знания из правовой области в художественный текст. Функционирование повествовательного мотива в тексте исследуется с позиции различных аспектов – аксиологического, прагматического, функционального, семантического и культурологического – с целью генерализации знания в процессе моделирования единого образа объекта действительности. В качестве материала исследования выбран роман Ч. Диккенса «Холодный дом», в котором доминантной сюжетной линией (на фоне двух других) является правовая, описывающая бесконечную судебную тяжбу. «Игра в суде» в данном произведении, являясь устойчивым и динамично развивающимся элементом повествования, обрастает дополнительными коннотациями и новыми смыслами в ризоматической среде гибридного дискурса. В работе подчеркивается, что мотив «игра в суде» является фабульно выраженным компонентом повествования, призванным вскрыть «злобу дня». В ходе исследования автор делает выводы об особенностях функционирования данного мотива в романе и выявляет смысловые трансформации, транслирующие новое знание о правовой действительности XIX в.

Биография автора

  • Ирина Юрьевна Рябова
    кандидат филологических наук, доцент кафедры русского, иностранных языков и культуры речи, Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева (Екатеринбург), i.y.ryabova_3012@mail.ru

Опубликован

2022-09-19

Выпуск

Раздел

Статьи