ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НОВОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ДИСКУРСИВНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО XVIII ВЕКА
Abstract
Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с изучением пространства научно-популярного дискурса. Данный дискурс трактуется как продукт деятельности институциональ-
ного субъекта (научного экспертного сообщества) и как результат дискурсивной деятельности
индивида (ученого-исследователя), который порождает и интерпретирует научно-популярный
дискурс, опираясь на опыт совместной деятельности с коллегами, распространяя результаты
своих исследований, добиваясь признания в обществе. Устанавливается, что авторитетные ис-
точники информации, к которым относятся знатоки-эксперты, оказывают наибольшее потенци-
альное воздействие на адресата, получающего новую информацию. Выявляется, что авторитет-
ность ученых-филологов, участвовавших в создании Энциклопедии Д. Дидро и Ж.Л. Д’Алам-
бера, основывалась на их коммуникативном лидерстве, что подразумевало авторскую
энциклопедическую доминацию (глубокое знание процессов научного развития и умение их
описать, высокий общекультурный уровень) и лингвистическую компетенцию (владение литера-
турной нормой и использование престижных форм языка). Избрание нового научно-популярного
жанра для отстаивания своих научных взглядов отразило коммуникативное лидерство создате-
лей и авторов Энциклопедии. Доказывается, что Французская Энциклопедия XVIII в. стала яр-
ким примером нового и значимого для того времени научно-популярного жанра. Приглашение в
качестве авторов личностей, знаковых для эпохи Просвещения, пользовавшихся успехом среди
образованной, читающей публики, способствовало несомненному повышению авторитета самого
справочного издания.
Published
2019-08-13
Issue
Section
Articles