ПЕРФОРМАТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПРИЗНАКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА

Авторы

  • Валентина Ивановна Гурченко Автор

Аннотация

Статья представляет собой результаты анализа перформативности как явления современной лингвистики, характеризующего воспитательный дискурс. Представлены точки зрения ряда уче-ных, касающиеся разработки самого понятия перформативности, определения языковых единиц, выражающих его, рассмотрены классификации, предложенные исследователями для идентифи-кации перформативных глаголов в речи. Утверждается значение теоретической работы Ю.Д. Апресяна, распространившего изучение перформативности на дискурс и текст. Отмечается, что перформативность как прием воспитательного дискурса позволяет в процессе взаимодействия взрослого и ребенка использовать возможности речи для оказания необходимого педагогическо-го влияния на сознание объекта воспитания. В частности, перформативные элементы в диалоге воздействуют на эмоциональную сферу собеседника, через нее внедряя в его сознание необхо-димую воспитателю информацию, то есть при помощи перформативных языковых единиц вос-питатель имеет возможность задействовать механизм психологического внушения. Итогом ис-следования стало доказательное утверждение, что перформативность является неотъемлемой ха-рактеристикой дискурсов разного типа и конкретно воспитательного дискурса, обусловленного педагогическими целями воздействия на ребенка. Ключевые слова:

Биография автора

  • Валентина Ивановна Гурченко
    аспирант, Воронежский государственный педагогический универ-ситет (Воронеж),

Опубликован

2022-02-24

Выпуск

Раздел

Статьи