ПЕРФОРМАТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПРИЗНАКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА
Аннотация
Статья представляет собой результаты анализа перформативности как явления современной лингвистики, характеризующего воспитательный дискурс. Представлены точки зрения ряда уче-ных, касающиеся разработки самого понятия перформативности, определения языковых единиц, выражающих его, рассмотрены классификации, предложенные исследователями для идентифи-кации перформативных глаголов в речи. Утверждается значение теоретической работы Ю.Д. Апресяна, распространившего изучение перформативности на дискурс и текст. Отмечается, что перформативность как прием воспитательного дискурса позволяет в процессе взаимодействия взрослого и ребенка использовать возможности речи для оказания необходимого педагогическо-го влияния на сознание объекта воспитания. В частности, перформативные элементы в диалоге воздействуют на эмоциональную сферу собеседника, через нее внедряя в его сознание необхо-димую воспитателю информацию, то есть при помощи перформативных языковых единиц вос-питатель имеет возможность задействовать механизм психологического внушения. Итогом ис-следования стало доказательное утверждение, что перформативность является неотъемлемой ха-рактеристикой дискурсов разного типа и конкретно воспитательного дискурса, обусловленного педагогическими целями воздействия на ребенка. Ключевые слова:Опубликован
2022-02-24
Выпуск
Раздел
Статьи