КИТАЙСКИЕ ИЕРОГЛИФЫ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СЕМАНТИЧЕСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА
Аннотация
В данной статье рассматривается знаковая природа иероглифа с применением схемы семан-тического треугольника Огдена – Ричардса. Изучение семантической структуры иероглифа акту-ально в связи с тем, что при очевидности отличий идеографического письма от фонетического в лингвистических трудах наблюдается тенденция к игнорированию этих отличий, а наблюдаемые в области функционирования иероглифики явления (наличие разных, в том числе присваиваемых произвольно, чтений у одного знака или сочетания нескольких, возможность или даже необхо-димость употребления знака в отрыве от чтения) описываются, но не получают теоретического объяснения. Схема иероглифа, основанная на семантическом треугольнике Огдена – Ричардса, позволяет представить в абстрактном виде и описать как разные виды иероглифов (пиктограм-мы, первичные идеограммы, фоноидеограммы), так и механизмы некоторых грамматологиче-ских феноменов (фонетический ребус, атэдзи, аморфемное смысловое письмо, транслингвогра-фический перевод, иероглифическая омография). В результате анализа иероглиф предстает сложным знаком, обладающим двумя планами выражения, связь между которыми с точки зрения современного пользователя мотивирована слабо или не мотивирована вовсе. Такое свойство рез-ко противопоставляет иероглифику фонетическому письму.Опубликован
2022-01-31
Выпуск
Раздел
Статьи