ИГРА РЕЧЕВЫМИ МАСКАМИ-ОБРАЗАМИ В РОМАНЕ «ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК»
Abstract
Предметом рассмотрения в настоящей статье является один из аспектов речевой личности Остапа Бендера в романе «Золотой теленок», его способность – речевая и поведенческая – наде-вать на себя разнообразные маски для достижения своих целей, вступая во взаимодействие с другими персонажами. Более конкретно рассматриваются маски-образы, которыми Остап Бендер пользуется применительно к подпольному миллионеру Корейко. Последний в речи Бендера вы-ступает, во-первых, как золотой телец, во-вторых, как предприниматель, деловой партнер, контрагент, с которым у Бендера деловые отношения; в-третьих, как капиталист, незаконно раз-богатевший и заслуживающий того, чтобы его капитал был конфискован, экспроприирован; на-конец, как объект любви, который требуется завоевать, подобно тому, как мужчина завоевывает женщину. Одна из особенностей способности Остапа Бендера к использованию масок-образов состоит в том, что он при этом пародийно отталкивается от советских идеологических штампов. Кроме того, обнаруженные случаи неутилитарного цитирования говорят еще и о том, что игра цитатами и социальными масками для Бендера – вовсе не только средство достижения тактиче-ских и стратегических целей, но нечто большее – природа его личности. В свою очередь, диапа-зон и стилистическое разнообразие высказываний, которыми представлены эти маски-образы в речи Бендера, свидетельствуют о том, что он человек недюжинного интеллекта.Published
2020-12-01
Issue
Section
Articles