К ВОПРОСУ О ДОПУСТИМОЙ И НЕОБХОДИМОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СОВЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Authors

  • Виталий Владимирович Курятников Author

Abstract

После внесения поправок в Конституцию РФ 2020 года субъекты РФ лишись права иметь свои судебные органы конституционного контроля. Вместе с тем им было предложено создать конституционные (уставные) советы как несудебные органы при парламентах субъектов РФ. При этом федеральный законодатель не закрепил ни цели создания таких советов, ни их компетенцию, а их функция правовой охраны Основного закона субъекта РФ подразумевается только в силу того факта, что они являются органами-продолжателями конституционных (уставных) судов субъектов РФ (но не их правопреемниками). С учетом того, что конституционные (уставные) советы создаются субъектами РФ в уже сложившейся системе органов публичной власти и не могут игнорировать конституционный принцип разделения властей, целью публикации является определение пределов компетенции и наиболее желательных полномочий конституционных (уставных) советов как специализированных органов охраны Основного закона субъекта РФ, которые в последующем могут быть использованы законодателем для конструирования законов о правовом положении конституционных (уставных) советов. Делается вывод о невхождении конституционных (уставных) советов субъектов РФ в тра-диционные ветви государственной власти и отсутствии у них возможности самостоятельно лишать нормативные акты законодательных и исполнительных органов власти юридической силы. Предлагаются механизмы инициирования конституционным (уставным) советом субъ-екта РФ внесения административного иска в суд общей юрисдикции, для проверки советую-щего акта на соответствие конституции (уставу) субъекта РФ. Анализируются две альтернативы закрепления компетенции конституционных (уставных) советов: первая – создание совета в качестве декларативного и во многом фиктивного органа, не наделенного серьезными полномочиями по осуществлению нормоконтроля (равно как и иными значимыми полномочиями); вторая – корректировка системы публичной власти субъекта РФ и наделение совета действенными полномочиями. Обосновывается вывод о предпочтительности второй альтернативы. Предлагаются поправки в федеральное законодательство для ее практической реализации. Критикуется подход законодателей Башкирии и Якутии, учредивших ко

Author Biography

  • Виталий Владимирович Курятников
    Доцент кафедры конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия.

Published

2023-03-15

Issue

Section

Публично-правовые (государственно-правовые) науки