About some sources for studying of Rus- sian musical art reforming process in 17th century

Авторы

  • Николай Павлович Парфентьев Автор

Аннотация

В результате деятельности мастеров-дидаскалов (теоретиков), собранных в Москве по ука-
зам царя Алексея Михайловича 1652 и 1669 гг., был переработан и отредактирован основной
музыкально-гимнографический материал церковно-певческих книг и усовершенствовано крю-
ковое нотное письмо. В ходе музыкальной реформы для более точного обозначения звуковысот-
ности было введено написание при невмах унифицированных буквенных киноварных помет
и штриховых признáков. Это свидетельствовало о том, что музыкальное мышление мастеров
певческого искусства из невменно-формульного трансформировалось к осознанию того, что
мелодия состоит из отдельных музыкальных «степéней» (ступеней). Все это также сблизило
древнерусскую и европейскую музыкальные теории и позволило в будущем осуществить
довольно быстрый переход к стилистически новому европеизированному искусству. Автор
рассматривает некоторые письменные источники, дающие возможность более обстоятельного
изучения практической деятельности мастеров по подготовке и проведению реформы, иссле-
дования теоретических принципов их редакторской работы.

Биография автора

  • Николай Павлович Парфентьев
    заведующий кафедрой теологии, культуры и искусства, доктор истори- ческих наук, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Южно- Уральский государственный университет (Челябинск, Российская Федерация). E-mail: parfentevnp@susu.ru

Опубликован

2020-06-05

Выпуск

Раздел

Искусствоведение