Забастовки начала 1990-х гг. Как аномалия повседневности постсоветского школь- ного учителя (на примере Челябинской области)

Авторы

  • Надежда Владимировна Коршунова Автор
  • Андрей Николаевич Мищенко Автор

Аннотация

Распад СССР и создание России кардинально изменили повседневность школьного учителя.
Начало 1990-х гг. стали моментом психологического напряжения для педагогических работни-
ков. Появление понятия «педагогическая услуга» наряду с резким понижением уровня жизни
привели к кризису, выразившемуся в забастовках школьных учителей. В работе представлены
протесты педагогов 1992 г. по Челябинской области в рамках пика первой волны забастовоч-
ного движения постсоветской России (1991—1994). По материалам архива, воспоминаниям
участников и публикациям в прессе рассмотрены общие тенденции и особенности весенних
забастовок школьных учителей восьми муниципалитетов Челябинской области. Показаны
как проявления общероссийских черт выступлений бюджетников на региональном уровне,
так и их южноуральская специфика. Выделены два типа протестов. Власти приняли лишь
частичные меры для решения указанных вопросов, однако протесты сошли на нет вследствие
приспособления учителей к новым реалиям, выразившегося в поиске регулярных подработок,
порой в ущерб учебному процессу, или уходе из системы образования.

Биографии авторов

  • Надежда Владимировна Коршунова

    заведующая кафедрой отечественной истории и права, доктор
    исторических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск,
    Российская Федерация). E-mail: korshunovanv@cspu.ru

  • Андрей Николаевич Мищенко

    заместитель директора, Челябинский областной многопрофиль-
    ный лицей-интернат для одаренных детей, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-
    педагогический университет (Челябинск, Российская Федерация). E-mail: manchel1978@gmail.com

Опубликован

2020-06-05

Выпуск

Раздел

Исторические науки