Рефлексии об искусстве Урала. Живопись Челябинска: основные тенденции за 100 лет
Аннотация
В статье осмысливаются история живописи ХХ века в южноуральском регионе, точнее, в
его центре — в Челябинске. Развитие данного вида искусства рассматривается в смысловом
контексте глубинной онтологической сущности уральского искусства. Автор прослеживает
связь изобразительного искусства с историко-культурными основаниями развития искусства,
начиная с Петровского времени, и определяет живопись как вид искусства, имеющий значение
ядра в развитии изобразительных искусств. Дается историческая картина и художественно-
стилевая оценка эволюции живописи монументальной и станковой в ушедшем столетии в
центре Южного Урала вплоть до начала ХХI века. Развитие живописи раскрывается в связи с
формами организации творческого труда в лице профессиональной организации — Челябин-
ского отделения Союза художников СССР/России. Структурная модель исследования живописи
челябинских художников строится на осях координат: пространственно-видовой и временной,
внутри определены главные персоналии, комплексно проанализированы их этапные произ-
ведения искусства. В статье дан аналитический обзор монументальной и станковой живописи
столицы Южного Урала и ее мастеров, раскрывается образно-смысловое, жанрово-видовое
своеобразие, особенности пластического языка южноуральской живописи, представляющей
собой интересный и малоизученный творческий пласт духовного наследия новейшей истории
и современности.