Тема Москвы как «святого града» в музыкально-гимнографическом тв орчеств е царя Ив ана Грозного и маст ера Федора Крест ьянина

Авторы

  • Наталья Владимировна Парфентьева Автор
  • Николай Павлович Парфентьев Автор

Аннотация

В статье исследуется проблема воплощения темы «святого града» Нового Иерусалима в
музыкально-гимнографическом творчестве царя Ивана IV Грозного и выдающегося придвор-
ного распевщика Федора Крестьянина. Идеологические концепции «Москва — Новый Иеру-
салим» и «Москва — Третий Рим» были рождены в период возвышения Москвы как столицы
единого Российского государства. Эти идеи в первую очередь утвердились в политическом
сознании правящей элиты XVI — первой половины XVII вв. В целом ряде научных работ по-
казано их претворение в различных видах искусства: иконографии, архитектуре, литературе,
церковно-литургическом театрализованном действе. Однако эта тема нашла свое отражение
и в музыкальном искусстве. Авторы рассматривает воплощение концепции «Москва — Но-
вый Иерусалим» на примере конкретных песнопений. Задостойник «Светися, светися, новый
Иерусалим» исследуется в музыкальной версии Федора Крестьянина, возникшей во время
периода особого усиления интереса к данной идее. Придворный мастер создал свой распев
в новом торжественном стиле Демества для древнего гимнографического текста, напрямую
обращенного к образу Нового Иерусалима. Анализируется выполненная одним из царских пев-
чих уникальная запись произведения 1600 г., которая свидетельствует об огромном внимании
к изучению этого распева государевым хором. Раскрыта авторская (Крестьянина) концепция
воплощения идеологемы «Москва — Новый Иерусалим» в задостойнике музыкальными сред-
ствами. К образу Московии как отражению иерархического устройства Небесного царства в
музыкально-гимнографическом творчестве обращался также и сам Иван Грозный. В созданном
им тексте одной из стихир к богослужению на праздник Сретения иконы Владимирской Бо-
городицы земная иерархическая структура русского общества представлена как своеобразная
проекция небесной иерархии в сопоставлении её с небесными чинами.

Биографии авторов

  • Наталья Владимировна Парфентьева

    профессор кафедры теологии, культуры и искусства, доктор
    искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Южно-Уральский
    государственный университет (Челябинск, Россия)

  • Николай Павлович Парфентьев

    заведующий кафедрой теологии, культуры и искусства, доктор
    исторических наук, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации,
    Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия)

Выпуск

Раздел

Искусствоведение