Луи Каравак и секуляризация русского искусства
Аннотация
В статье исследуется творчество Луи Каравака (живопись портретного жанра и произведе-
ния декоративно-прикладного искусства, созданные для украшения православных храмов) на
предмет соотношения в них светского и религиозного. Автор высоко оценивает роль живописи
Каравака, его педагогической работы и религиозной позиции в процессах секуляризации рус-
ского искусства. Светское начало в творчестве художника рассматривается в контексте развития
западноевропейской культуры. В свете новых данных о личности живописца автор выясняет,
насколько его творческий путь был связан с религиозной жизнью. Исследование показало, что
в творчестве Каравака были применены разные способы к обмирщению живописи: соединение
священных христианских образов с мифологическими образами-символами и превращение
их в универсальное внецерковное культурное наследие, обращение к эротическим мотивам,
очищение живописных композиций от религиозных смыслов («размывание» и даже полное
устранение их религиозного содержания). Автор делает вывод о том, что эстетика рокайля
полностью соответствовала моральным и религиозным принципам Каравака.