К вопросу о численности протестантов в центральном аппарате России при Екатерине II (на основании списка чиновников 1767 года)
Аннотация
Статья посвящена выявлению доли протестантов среди гражданских служащих централь-
ного звена управления в России в начале царствования Екатерины II. На материалах опублико-
ванного списка чиновников 1767 г. («Список находящимся у статских дел господам сенаторам,
обер-прокурорам и всем присутствующим в коллегиях, канцеляриях, конторах, губерниях, про-
винциях и городах») в статье устанавливается конфессиональная принадлежность служивших
в центральных органах власти лиц иноземного происхождения. Автором были решены две за-
дачи: установлен круг лиц, потенциально могущих исповедовать протестантскую веру (к ним
отнесены выходцы из европейского зарубежья), а затем произведена документальная проверка
их вероисповедного статуса. Для решения этих задач использован генеалогический метод, со-
стоящий в поиске и систематизации уникальных биографических данных, учете родственных
отношений, в том числе с опорой на сведения церковных метрических книг. Помимо метрик
учитывались данные о захоронениях на инославных кладбищах Петербурга, источники личного
происхождения, а также результаты специальных генеалогических и церковно-исторических
исследований. В итоге выяснено, что в 1767 г. в центральном аппарате России среди граждан-
ских чиновников I—XII классов (общим числом 687 человек) протестанты составляли не менее
3,3% и не более 9,2%. В категории чиновников первых восьми классов, т. е. в высшем звене
управления, доля протестантов составляла в среднем около 7%. В сравнении с показателями
предшествующих царствований (Петра I, Анны Иоанновны) очевидно произошедшее к 1767 г.
снижение доли протестантов в российском госаппарате. Автор делает вывод, что иностранцы
уже не были столь незаменимыми в деле административной модернизации России, как в период
петровской коллежской реформы. Тем не менее протестанты (и выходцы из Европы вообще)
продолжали занимать в центральном государственном аппарате прочное место и могли реально
влиять на процессы управления и политического развития страны.