Проект живописного убранства петербургского Петропавловского собора в контексте вероисповедания Доминико Трезини

Авторы

  • Юлия Сергеевна Андреева Автор

Аннотация

Статья посвящена анализу проекта живописного оформления Петропавловского собора в
Петербурге в контексте религиозного мировоззрения и вероисповедного статуса его создателя
Доминико Трезини. На основании подлинных реестров сюжетов картин, предназначавших-
ся для помещения в сводах и куполе собора, составленных Трезини в 1728 г., исследуется
иконографическая программа храмовой живописи. В свете различий католической и право-
славной эортологии было установлено, что программа цикла произведений на тему Страстей
Христовых под сводами собора изначально содержала в себе католическую интерпретацию
событий Страстной седмицы. Выбор Трезини живописных сюжетов отвечал римской традиции
изображать в костелах Крестный путь Спасителя (Via Crucis) и соответствовал последованию
одноименного латинского богослужения, не повторяя, однако, классическую францисканскую
схему «Четырнадцати стояний». Проект живописного убранства купола собора демонстрирует
католическую акцентировку темы Победы Христа над смертью за счет полотна «Вознесение
Богоматери», задуманного не как Успение, а как телесное Вознесение Девы Марии. Автор
заключает, что Трезини выступил одним из главных проводников духовно-нравственного и
эстетического влияния Римского Запада на русское искусство XVIII в.

Биография автора

  • Юлия Сергеевна Андреева

    кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры искусствоведения и культурологии, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Сфера научных
    интересов: история духовной культуры России, стиль барокко

Выпуск

Раздел

Искусствоведение