Особенности проведения реформы музыкального искусства в контексте изменений в духовной культуре Ро ссии 1650—1670-х гг.
Аннотация
В периоды относительно стабильного развития российской государ-
ственности укрепление монархической власти сопровождалось оживлением
идеи о наследовании Россией «истинного православного христианского
самодержавства» и принятия ею миссии оплота истинного православия
от Византии. Для русских царей образцом становилась духовная жизнь и
деятельность византийских василевсов. Одним из ярких проявлений этого
стало создание царственными особами церковно-певческих произведений.
Данным видом творчества увлекался и царь Алексей Михайлович. Глу-
бокие знания в области музыкальной теории и практики способствовали
также осознанию им необходимости осуществления назревших в музы-
кальном искусстве преобразований. Так реформа в области древнерус-
ского церковно-певческого
искусства волей царя и усилием двух десятков
мастеров оказалась осуществленной. Однако справщики опоздали. Взоры
государя, патриарха, да и самих русских музыкантов во второй половине
XVII в. были уже обращены к новому искусству — европейскому партес-
ному многоголосию.