Древнерусская крюковая нотация XV века: преобразования и новации

Авторы

  • Зивар Махмудовна Гусейнова Автор

Аннотация

В статье рассматриваются процессы развития основной системы записи церковных пес-
нопений — русской знаменной (крюковой) нотации — на протяжении XV в. по материалам
рукописей собрания Троице-Сергиевой Лавры (РГБ, Ф. 304). В течение данного столетия в
нотации произошли существенные изменения, отразившие церковные реформы своего времени. Нотация сохранила многие знаки, характерные для периода XI—XIV вв., в том числе стрелы крюковые, отдельные кондакарные невмы, и в то же время выработала новые знаковые образования, необходимые для записи изменившихся распевов. Рукописи демонстрируют процесс постепенного усиления роли мелодических формул (попевок), введения вариантов распевов, теоретического осмысления новаций. Изменения в нотации показывают, что развитие системы пения шло по пути усложнения мелодий, в первую очередь праздничных песнопений, а именно, введения внетекстовых певческих строк, создания многослойных невменных записей, усложнения внутрислогового распева.

Биография автора

  • Зивар Махмудовна Гусейнова

    заведующая кафедрой истории русской музыки, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, доктор искусствоведения, профессор, автор научных статей и монографий по истории древнерусского церковно-певческого искусства

Выпуск

Раздел

Искусствоведение