Путевой распев в Троице-Серги евс ком монастыре XVI—XVII вв.: функциональность музыкальных структур в песнопении

Авторы

  • Мария Владимировна Генченкова Автор

Аннотация

На примере песнопений путевого распева певческих сборников XVI—XVII вв. преиму-
щественно из Троице-Сергиева монастыря анализируется функциональность музыкальных
структур в древнерусской монодии. Автор рассматривает структуры: «тонема», «кокиза»,
«просодема», «попевка», «лицо», «фита». Анализ показал, что между этими структурами существуют разнообразные функциональные связи, а в каждой структуре, состоящей из более мелких единиц, возникают функциональные отношения между ее частями. Для всех структур характерны общелогические функции — начальная, срединная и конечная. Исследованы также и другие формообразующие и выразительные функции. При этом установлено, что простые структуры (тонема, просодема) имеют ограниченное количество функций по сравнению с более сложными. Присутствие функциональных связей свидетельствует о композиционной логике в путевом пении.

Биография автора

  • Мария Владимировна Генченкова

    кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Фортепиано»,
    Академия хорового искусства имени В. С. Попова (Москва, Россия). Автор работ по теории русской церков-
    ной музыки

Выпуск

Раздел

Искусствоведение