Мастера церковно-певческого ис кусс тва при дворе царя Ивана Грозного
Аннотация
Письменные источники свидетельствуют, что деятельность наиболее выдающихся москов-
ских мастеров церковно-певческого искусства XVI в. проходила в тесной связи с главными
центрами сосредоточения лучших достижений русской средневековой музыки — с государе-
вым и митрополичим (патриаршим) хорами. Из источников также явствует, что складывание Московской школы как особого творческого направления в древнерусской авторской музыке завершалось несколько позже, чем Новгородской. Решающую роль на этом этапе суждено было сыграть мастерам, прошедшим обучение в Новгороде Великом. Из них особо следует отметить дидаскала и распевщика Федора Крестьянина, распевы которого для музыкальных теоретиков конца XVI—XVII вв. стали олицетворением «московского пения». Яркое авторское творчество в ту эпоху вовлекало в свою сферу и рядовых столичных мастеров, и высоких царствующих особ, первым из которых стал царь Иван Грозный.