Анализ репрезентации актуальной политической тематики в цифровых плакатах и интернет-мемах: оценка медиаэффектов с использованием айтрекинговых технологий

Авторы

  • Лидия Камиловна Лободенко Автор
  • Анна Борисовна Череднякова Автор
  • Людмила Петровна Шестеркина Автор
  • Ольга Юрьевна Харитонова Автор

Аннотация

Статья посвящена анализу современных цифровых политических плакатов и интернет-мемов, как феноменов, демонстрирующих растущие функциональные возможности в условиях информационной войны, репрезентирующих актуальные темы и нарративы новостной повестки в социальных медиа и имеющих высокий уровень эмоциональной выразительности. В ходе исследования контента социальных медиа (ВКонтакте, Telegram) был осуществлен анализ более 100 цифровых политических плакатов и интернет-мемов, посвященных современным политическим процессам. На их основе была сформирована выборка из 28 медиатекстов с учетом их коммуникационного эффекта (частота представленности на цифровых платформах) и осуществлена систематизация тематики по 10 блокам. При исследовании медиаэффектов применялась технология визуального нейромаркетинга (айтрекинговые технологии) и онлайн-опрос. Респондентами выступали молодые люди в возрасте от 18 до 22 лет. Исследование осуществлялось с применением основных положений когнитивного подхода при изучении медиаэффектов в рамках двух взаимосвязанных моделей: агенда-сеттинг (agenda-setting) или «установление повестки дня»; фрейминг (framing) – анализ содержания и формы подачи информации. Основные результаты исследования позволили выявить ключевые паттерны внимания и области интереса респондентов («изображение», «текст»), а также отношение к предложенным стимулам.

Биографии авторов

  • Лидия Камиловна Лободенко
    Доктор филологических наук, доцент, директор Института медиа и социально-гуманитарных наук, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественно-стью, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск)
  • Анна Борисовна Череднякова
    Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры журна-листики, рекламы и связей с общественностью, Южно-Уральский государственный университет (Челя-бинск)
  • Людмила Петровна Шестеркина
    Доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск)
  • Ольга Юрьевна Харитонова
    Доцент кафедры "Журналистика, реклама и связи с общественностью" Институт медиа и социально-гуманитарных наук

Опубликован

2023-01-31

Выпуск

Раздел

Литературоведение. Журналистика