Московский кинотеатр «Художественный» в период революционных перемен
Аннотация
В статье представлена реконструкция истории московского кинотеатра «Художественный» периода Российской революции и Гражданской войны как социального пространства на трех уровнях (согласно концепции французского философа и социолога Анри Лефевра): «репрезентация пространства», «пространственные практики», «пространства репрезентации». С точки зрения «репрезентации пространства», то есть архитектурного облика и внутреннего убранства кинотеатр «Художественный» в этот период перемен практически мало отличался от дореволюционного времени. Но «пространственные практики» изменились в сторону проведения общественных мероприятий в здании кинотеатра, и агитационных материалов, которые нередко размещались в фойе. Если говорить о «пространствах репрезентации», то для зрителей кинотеатр во многом оставался местом досуга и развлечения, где преимущественно демонстрировалась зарубежная и дореволюционная кинопродукция. Видимо, впервые стала активно вводится практика детских сеансов. В то же время на экране кинотеатра шли различные агитационные ролики, хроника и документальные фильмы, что давало зрителям новую информацию о событиях в стране, но с определенными идеологическими установками. Как выстраивались «пространства репрезентации», как зритель себя чувствовал в кинотеатре, что ему нравилось, а что нет? Без выявления и изучения эго-документов дать ответы на эти вопросы не представляется возможным.