Современная историография российского детства "эпохи катастроф"
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу исследований, раскрывающих историю детства в условиях военных катастроф – в период Первой мировой и Гражданской войн и актуальному состоянию изученности российского детства в 1914 – 1922 гг. Впервые эти темы были затронуты зарубежными исследователями. В российской исторической науке проблемами истории детства начали активно интересоваться в 1990-е – 2000-е гг. после перестройки, объявления политики гласности, открытия архивов и активного трансфера исторического знания. Обширный научный ландшафт раскрывает актуальные исследовательские проблемы и дискуссии (напр. вокруг вопросов установления детского возраста, хронологизации событий и др.); знакомит с теоретическими и методологическими базами тематических исследований; транслирует уровень междисциплинарности современных подходов. Основные дискуссионные проблемы и взгляды отечественных и зарубежных авторов варьируются вокруг таких тем, как: патриотическая мобилизация детей и юношей, социальные трансформации поведенческих практик, государственная политика в отношении к юным гражданам. Затрагивает темы беспризорничества, сиротства, детской преступности, голода, эвакуации и семейного патронирования. В статье обозначены дефициты и хорошо изученные фрагменты. Отдельный дискурс отведен проблеме детского текста, особенностям детского восприятия окружающей действительности и исследовательским рискам при работе с этими документами. В заключение авторы приходят к выводу, что историография российского/советского детства, обозначенного периода, представляет собой на сегодняшний день достаточно дисперсное исследовательское пространство, с неравномерно распределенным интересом ученых. В связи с этим делаются отдельные выводы о перспективах исследовательской работы по теме детства в кризисные периоды истории России начала XX в.