Образовательные платформы дистан- ционного образования в российских и китайских вузах: новые вызовы высшей школе
Аннотация
В статье представлен сравнительный анализ цифровых образовательных платформ, ис-
пользуемых в практике российских и китайских вузов. Наши выводы основываются на срав-
нительных данных международных исследований по России и Китаю. Помимо этого, в статье
приводятся данные самостоятельно проведенных авторским коллективом социологических
исследований. В январе — феврале 2020 года в ходе личного интервью опрошено 600 рес-
пондентов. В исследовании приняли участие студенты Москвы, Екатеринбурга, Челябинска,
Тюмени. Данные количественного исследования были дополнены глубинными интервью с
китайскими выпускниками российских вузов (аспиранты, магистранты) в составе 50 штук
(N = 50). Также в марте — мае 2020 года нами было проведено социологическое исследова-
ние в вузах г. Екатеринбурга, г. Челябинска, г. Москвы. В ходе исследования было опрошено
500 студентов, получивших опыт дистанционного обучения во время пандемии. Качественное
исследование — метод глубинного интервью (N = 20), средняя продолжительность беседы
90 минут. Информантами выступил профессорско-преподавательский состав вузов Екатерин-
бурга, Москвы, Санкт-Петербурга. Был также проведен фрейм-анализ кейсов (N = 42). Анализ
данных исследований позволил установить наиболее востребованные в образовательном про-
цессе цифровые технологии, а также определить их основные достоинства и недостатки. Были
определены вызовы, с которыми столкнулась российская и китайская высшая школа в условиях
спонтанного перехода на дистанционное образование при пандемии COVID-19.