Метаморфозы медиасистемы в ракурсе цифрового ускорения
Abstract
Вступление в третье десятилетие XXI века, справедливо именуемого цифровой эпохой в силу интенсивного освоения инновационных технологий, выявило немало существенных преобразований в национальном медиапространстве. Трансформации в сфере медиа особенно проявились в последние два-три года, и локдауны Covid-19 сыграли в этих изменениях заметную, но все-таки косвенную роль. В настоящее время четко прослеживается новый медиаповорот, связанный с изменившимися предпочтениями аудитории, что не могло не оказать воздействия как на характер функционирования отечественного медиарынка, так и на деятельность медиаструктур, чьим приоритетом является ведение медиабизнеса. И таких поворотов в медиаиндустрии было несколько, начиная с 1990-х годов. Даже при сопоставлении статистических данных в первом, втором и в начале третьего десятилетий цифрового века можно проследить активную динамику «пульсаций» медиаотрасли, следствием которых является освоение цифровых технологий, порождающих конфликтогенную среду. И это ставит немало вопросов в отношении реструктуризации современных медиасистем.
Разбору преобразований последних лет, оказавших воздействие на медиаиндустрию, посвящена данная статья. Ведь трансформации в медиа неизбежно вызывают дискурс среди теоретиков и практиков, обсуждающих тактику и стратегию реформирования. Данные дискуссии протекают в виде разного рода встреч и конференций, ставших признаком сегодняшнего времени. Но проходят они уже не столько в очном, сколько в дистанционном формате. И этот факт еще одно подтверждение ускоренной цифровизации медиарынка. Тем не менее интерес представляет не только фиксация и прогнозирование воздействия цифровых технологий на современные медиасистемы, но также ретроспекция состояния отечественной медиаиндустрии, включая ее поэтапное продвижение в цифровую среду, что позволяет выявить причинно-следственные связи образовавшихся лакун и недостатков на нынешнем этапе.