Материальное положение советской интеллигенции в годы НЭПа

Authors

  • Олег Васильевич Золотарев Author

Abstract

В статье исследуются процессы, связанные с динамикой материального положения советской интеллигенции  в годы НЭПа. Рассмотрены вопросы государственной политики по повышению уровня жизни интеллигенции, ее формы и методы. Обозначены мотивы отказа представителей властных структур от военно-принудительных методов воздействия  на интеллигенцию в пользу мер по материальной заинтересованности  интеллектуальных слоев.

Власть в 1920-е годы испытывала острую потребность в интеллектуальном труде определенного профиля. Это обстоятельство  определило ярко выраженный дифференцированный подход в вопросах материального обеспечения интеллигенции: труд нужных режиму технических специалистов, несмотря на отрицательную реакцию общественности, начинает высоко оплачиваться. В рядах интеллигенции происходит выделение «специалистов» («спецов»): представителей умственного труда, которые продолжали работать по своей профессии (это были специалисты почти исключительно технического направления). «Буржуазным специалистам» была противопоставлена гуманитарная интеллигенция, в профессиональных навыках которой новая власть пока не нуждалась. Только к концу 1920-х годов уровень жизни педагогов, работников культуры и т.п., несколько повысился.

В исследовании акцентируется внимание на том, что подавляющее большинство работников интеллектуальных профессий, несмотря на некоторые различия в социальном и материальном положении, к концу 1920-х годов приходит к выводу о  необходимости вынужденного сотрудничества с режимом.

Констатируется, что среди факторов, положительно повлиявших на отношение интеллигенции к Советской власти, особое место занимает повышение материального уровня жизни интеллектуалов в 1920-е годы.

Author Biography

  • Олег Васильевич Золотарев
    Доктор исторических наук, профессор,
    зав. кафедрой истории и методики обучения общественно-правовым дисциплинам, Институт истории и права.

Published

2022-01-30

Issue

Section

Historical Sciences