Стиль шинуазри в творчестве французского художника-декоратора Жана Пильмана
Abstract
Статья посвящена творчеству французского художника-декоратора Жана Пильмана как одному из значимых представителей развития направления шинуазри в рамках ведущего стиля рококо. Рококо приходит на смену барокко и возникает во Франции как камерный стиль, одним из символов которого стала стилизованная раковина. В XVIII веке общеевропейское влияние эстетики шинуазри приобрело широкую популярность благодаря созданию французскими художниками-декораторами особенной манеры псевдокитайского стиля, отличающегося сочетанием изысканных рокайльных линий в соединении с разнообразными экзотичными сюжетами и фантазийными зооморфными существами. Иконография французской манеры в китайском вкусе распространялась не только в результате экспорта готовых изделий в стиле шинуазри и создания множества изобразительных увражей, но также благодаря непосредственному участию самих художников-декораторов в разнообразных проектах при монарших дворах и мануфактурах в ведущих европейских столицах. Многие работы Жана Пильмана, исполненные в разных европейских столицах, не сохранились, но с творческой манерой этого художника возможно тем не менее ознакомиться по сборникам гравюр, дошедших до наших дней.
Основываясь на фактическом материале одного из таких сборников, в данной статье автор проводит анализ стилистических особенностей и композиционных приемов характерных для художественных работ этого мастера в стиле шинуазри. На примере творческого пути Жана Пильмана в Европе, прослеживается также общеевропейское влияние французского искусства в развитии стиля шинуазри в XVIII столетии.
