Трансформация концепта «человек добр» в немецкоязычном экспрессионизме
Abstract
В статье рассматриваются тексты Ф. Верфеля, Л. Франка и Э. Кестнера, в названии которых использован один из наиболее важных концептов экспрессионизма «Человек добр», что позволяет системно описать формы осмысления взаимоотношений человека и мира художниками 10–начала 30-х годов ХХ века. Указывается, что исследуемый концепт синтезирует в себе религиозные мотивы и революционно-футуристические поиски, актуальные для названных авторов. Подробно освещаются вопросы связи исследуемых текстов с творческой биографией писателей и контекстом эпохи. Концептный, мотивный и сравнительно-типологический анализ позволяет выделить семантическое ядро концепта и рассмотреть эволюцию черт, качеств и характеристик, определяющих понятие «Человек добр» у каждого из авторов. Устремленный к грядущему царству справедливости мессия, описанный Верфелем, со временем вытесняется важным для Франка образом рядового человека, способного к пробуждению и самопожертвованию во имя мира, а затем сменяется карикатурой на героя – убежденным в своей богоизбранности мещанином Кестнера. В статье определено, что разница в наполнении концепта «Человек добр» порождает различие в дискурсивных установках текстов от гимна, восхваляющего нового Человека, к тексту-призыву и к обвинению в безразличии и покорности.
Важными вопросами исследования являются также лексико-грамматическая организация концептонима, соотнесенность концепта «Человек добр» с набором мотивов и образов у каждого из авторов, проблемы взаимодействия текста с его «именем». Семантическая динамика концепта проявляется в его связи с мотивами движения, становления, музыки, а также с христианскими и эсхатологическими образами.
Делаются выводы о различии функций беспредикатного, ритмически несвязного с основным текстом заголовка стихотворения Верфеля и субъектно-предикативной формулы, используемой Кестнером в качестве заглавия и рефрена и пронизывающей весь его текст.