Основы семейной взаимопомощи (на примере семей с детьми-студентами университета)
Abstract
Аннотация. Статья посвящена изучению отношений взаимопомощи в семейно-родственном кругу. Исследователями даются неоднозначные оценки характера отношений взаимопомощи родителей и их взрослых детей. Поэтому основная исследовательская задача – установить основы отношений семейно-родственной помощи в семьях с детьми-студентами университета, а также определить необходимые условия ее воспроизводства. Методологической базой исследования послужила теория реципрокности Малиновского Б., развивающие данную теорию работы Поланьи К., концепция социальной помощи Лумана Н., а также труды ведущих зарубежных и российских ученых.Эмпирическая база исследования – опрос 300 студентов и 14 индивидуальных полуструктурированных интервью студентов Уральского государственного экономического университета, собранные в 2020 году.
В результате исследования установлено, что основой отношений семейно-родственной взаимопомощи в семьях с детьми-студентами университета являются отношения реципрокности, отражающие взаимозависимость членов семьи, симметричность актов поддержки, когда роли получателя дара или услуги и дарителя чередуются, неэквивалентность даров и услуг.Так поддержка родителями детей-студентов, в основном, носит регулярный характер. Однако студенты помогают своим родителям, как правило, по ситуации. Ведущими видами семейной помощи являются для детей-студентов – материальная поддержка родителей, для родителей – помощь по ведению домашнего хозяйства. Эмоционально-психологическая поддержка оказывается более чем половиной студентов и их родителей.
Проведенное исследование основ семейной поддержки дало возможность определить условия возникновения и воспроизводства отношений семейной взаимопомощи, характерные для семей, где есть дети-студенты университета как основ семейной взаимопомощи.К ним относятся: возникновение ситуации, объективно воспринимаемой родственниками – потенциальными субъектами и объектами семейной помощи как требующей поддержки членов семьи; развитость традиций (обычаев) семейной взаимопомощи; готовность (согласие) принять помощь; формирование у субъекта помощи мотивации к действиям; возможность (материальная, физическая, эмоционально-психологическая) субъекта помощи ее оказать; выбор субъектом и объектом помощи форм и способов семейной поддержки; фактическое оказание (получение) поддержки.