Феномен «активной рецепции»: социальные сети как инструмент продвижения практик чтения
Abstract
Читательские практики поколения XXI века определя-ются интенсивностью развития цифровых носителей и социальных ме-диа, что актуализирует переход на новые форматы продвижения чте-ния. К настоящему времени сформировался устойчивый сегмент поль-зователей, нацеленных на практики восприятия и продвижения чтения в пространстве социальных сетей. Для понимания особенностей сете-вого поведения данного читательского сегмента в статье были проана-лизированы популярные сообщества в социальной сети ВКонтакте («Лучшие стихи ВП | Литература Избранное»; «Шедевры литературы | книги»). Анализ сообществ осуществлялся при помощи исследователь-ской стратегии совмещения количественных (открытые метрические данные) и качественных (интерпретация комментариев пользователей) параметров измерения реакции аудитории. Анализ качественно-коли-чественных параметров поведения пользователей позволил диагности-ровать высокую активность в отношении практик чтения; вовлечен-ность и интенсивность выражения интереса в отношении предлагае-мого контента. Были проанализированы ключевые стратегии формиро-вания контента в читательских сообществах: стратегия актуализации классического литературного наследия, познавательная стратегия, стратегия информирования, стратегия «осовременивания» классики, интерактивная стратегия. Распределение позиций аудитории в отноше-нии предлагаемого контента позволило выделить два наиболее распро-страненных типа пользователей социальных сетей: тип сентименталь-ного пользователя-читателя и тип поборника «чистоты жанра». Делается вывод о том, что социальные сети выступают эффектив-ным механизмом продвижения чтения среди широкой аудитории и спо-собствуют формированию феномена «активной рецепции»: практики личностной включенности интернет-пользователя в восприятие транс-лируемого контента (эмоционально-насыщенный опыт переживания) и установки на возможность деятельностного участия в его интерпрета-ции и производстве (креативный пользовательский контент).
