Картины с выставки «Человек. Война. Победа»: особенности претворения метода реализма
Abstract
В статье освещается выставка в Зале искусств Южно-Уральского государственного уни-
верситета, посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 
Уникальность выставки в том, что впервые за 17 лет существования Зал не смог пригласить 
зрителей на ее открытие из-за пандемии коронавируса. И все же выставка состоялась, но не 
в реальном, а в виртуальном пространстве. В качестве центрального экспоната представлена 
копия картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» из коллекции Художественного музея уни-
верситета. Однако новый формат позволил расширить и обогатить смысловое поле экспозиции. 
В дополнение к работе Непринцева в виртуальном пространстве были представлены репрезен-
тативные произведения советских художников 1940-х гг., которые стали символами Победы: 
«Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», созданное М. Куприяновым, 
П. Крыловым и Н. Соколовым (Кукрыниксами) из коллекции Челябинского государственного 
музея изобразительных искусств и «Письмо с фронта» А. Лактионова (Третьяковская галерея). 
Работы Кукрыниксов, Непринцева и Лактинонова раскрывают важнейшие грани концепции 
выставки «Человек. Война. Победа»: предчувствие победы и уверенность в ней в тылу и на 
фронте, что привело к победному завершение страшной войны. В статье авторами выявляются 
черты стиля социалистического реализма, объединяющие все экспонируемые произведения: 
правдивое изображение события, его осмысление в духе социального равенства и справедли-
вости, народность, типизация образов, оптимизм, конкретность, опора на традиции русской 
школы живописи, в особенности В. Сурикова и И. Репина. Специально исследованы заимство-
вания Ю. Непринцевым некоторых художественных приемов И. Репина, использованных им 
в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».