Потенциальная образовательная мобильность студентов-гуманитариев: новые вызовы в условиях интернационализации образования

Authors

  • Наталья Леонидовна Антонова Author

Abstract

В статье проведен анализ потенциальной образовательной мобильности студентов, полу-
чающих гуманитарное образование. Международная образовательная мобильность студентов
является фактором интернационализации высшей школы и развития глобального рынка об-
разовательных услуг. Численность иностранных студентов выступает показателем статусных
позиций университетов, в 2017 году за пределами своей родины в вузах обучалось 5,3 миллиона
человек. Объектом нашего исследования, проведенного в конце 2019 года, стала студенческая
молодежь города Екатеринбурга (n = 300). Был использован анкетный опрос студентов (квот-
ный вид отбора), обучающихся по программам бакалавриата гуманитарной направленности.
Материалы исследования показали, что более половины опрошенных готовы к международной
образовательной мобильности, при этом демонстрируя как возвратную, так и невозвратную
модели. Лидирующие позиции в мотивационной структуре образовательной миграции занимает
интерес к культуре и быту принимающей страны и желание углубить свои знания и расширить
компетенции. Привлекательными странами для осуществления образовательных намерений
стали страны Европы и США. К числу препятствий, снижающих возможности реализации
жизненных планов, по оценкам студентов, выступают недостаточные финансовые ресурсы, а
также языковой барьер. Устойчивое воспроизводство семейных/родственный связей и отно-
шений определяет стремление студентов воплотить образовательную траекторию в России.

Author Biography

  • Наталья Леонидовна Антонова

    доктор социологических наук, профессор, кафедра прикладной
    социологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Ека-
    теринбург, Российская Федерация). Е-mail: n.l.antonova@urfu.ru

Issue

Section

Political Science