«Ущемление интересов кино — это есть ущемление интересов зрителя»: проблемы со- ветского кинопроката и качества фильмов в текстах периода «оттепели»
Abstract
В статье анализируются тексты периода «оттепели»: докладная записка управляющего
Московской городской конторой по прокату фильмов Н. Боброва (декабрь 1957 г.), статья
драматурга А. Каплера «Размышления у входа в кинотеатр», опубликованная в «Литературной
газете» (июль 1962 г.) и черновой вариант статьи писателя и критика Х. Херсонского «Творче-
ство и кинотеатр», написанный в начале 1960-х годов. Эти тексты появились в контексте транс-
формации социального пространства советского кинотеатра, вызванной выходом на экраны
большого количества художественных фильмов с новой проблематикой и иным подходами,
а также значительным притоком кинозрителей. При этом стоит учитывать процесс организа-
ционного оформления Союза кинематографистов СССР (1957—1965), но который возлагали
свои надежды авторы текстов. Они обозначили некоторые серьезные проблемы советского
кинопроката и подняли вопрос о качестве фильмов, предлагая при этом свои решения. Такая
ситуация, когда недостатки кинопроката и ошибки в процессе создания фильмов выносились
в некоторых случаях через прессу на широкое обсуждение, стала возможной в условиях осла-
бления советской тоталитарной системы и допущение властями инициативы «снизу». Однако
многие предложения, содержащиеся в данных текстах, за редким исключением, не нашли своего
воплощения в советской киноиндустрии вплоть до начала политики «Перестройки».